Дефектоскопия железнодорожных путей необщего пользования — это исследование рельсов на их соответствие техническим требованиям. Цель дефектоскопии — выявить возможные дефекты и их распределение, обеспечить безопасность движения составов по железной дороге.
Согласно требованиям Роспотребнадзора, дефектоскопия рельсов для путей необщего пользования необходима:
- после строительства или реконструкции подъездных железнодорожных путей;
- для подъездных путей предприятий, которые выполняют подвоз горючих или опасных материалов: два раза в год или чаще; 2
- для остальных путей необщего пользования — один раз в год. 2 Также дефектоскопия путей необходима при появлении повышенных вибраций, пробуксовок, а также дефектов, которые заметны визуально. 2
Для дефектоскопии железнодорожных путей необщего пользования используются неразрушающие методы контроля, в том числе:
- Визуально-акустический. При обследовании рельс осматривается на наличие трещин, тёмных полос, выкрашивания, подозрительные участки проверяются щупом. Также рельс обстукивается, а дефекты выявляются по звуку. 2
- Магнитный и вихретоковый метод. Суть метода в том, что неоднородность (трещина, пустота) внутри металла искривляет магнитное поле, наведённое извне. Это искривление фиксирует специальный прибор. 2
- Ультразвуковая дефектоскопия рельсов. В основе технологии — способность трещин и пустот снижать акустическую проницаемость материала. Дефектоскоп излучает зондирующие звуковые импульсы и регистрирует отражённый сигнал (эхо-метод) или амплитуду (зеркально-теневой метод).
По результатам проведения ультразвуковой дефектоскопии рельсов выдается технический отчёт с рекомендациями по устранению выявленных неисправностей пути с установлением сроков безопасной эксплуатации.