Подкрановый путь – конструкция, которая воспринимает и передает нагрузки подъемного крана на грунтовые или другие основания, служит для безопасного и плавного движения крана по всему участку пути.
Практически любой наземный подкрановый путь включает в себя следующие компоненты:
- нижнюю конструкцию, состоящую из водоотводных каналов и земляного полотна с защитным слоем;
- верхнюю конструкции, которая состоит из подсыпки с балансовым слоем, рельс, опорных элементов, а так же промежуточных стыковых стяжек и креплений;
- заземляющих устройств, которые представляют собой всевозможные проводники, перемычки и очаги заземления;
- другое путевое оборудование, в состав которого входят тупиковые упоры, лотки и настилы для гибкого кабеля, отключающие устройства, оповещающие знаки и защитные ограждения.
Одним из самых важных элементов подкранового пути являются рельсы, представляющие собой балки специальной формы. Они размещаются параллельно друг другу они образуют непосредственный путь по которому движется подъемный кран. Они должны выдерживать колоссальные нагрузки и поэтому для их изготовления используется специальная высокопрочная сталь.
Рельсы подкранового пути могут устанавливаться металлические, бетонные и железобетонные или деревянные (по аналогии с железнодорожным полотном) шпалы и полушпалы. При использование бетонных или железобетонных оснований, шпалы могут не использоваться. Шпалы обычно крепятся к рельсам по средствам, так называемых, костылей или путевых шурупов с прижимами.
Состояние подкранового пути на протяжении всего срока его эксплуатации должно находится под
пристальным наблюдением. Особое внимание в ходе диагностики направляется на:
- физическое состояние рельс, расстояние между ними и расположение их относительно вертикальной поверхности,
- износ головок и надежность рельсовых креплений,
- исправности шпал и тупиковых упоров,
- наличие всех путевых шурупов.
Особенно диагностика важна в начале весны когда происходит оттаивание грунта, а так же осенью и летом, когда часто происходят длительные ливневые дожди.
Использование подъемного крана должно происходить при условии соответствия технического состояния подкранового пути установленным нормам. Отклонение от нормы и другие неисправности зачастую является причиной всевозможных сбоев и поломок, а в отдельных случаях и причиной падения крана.
Ремонт подкранового пути производится после тщательной диагностики состояния путей и соответствие их установленным нормам. Но при наличие очевидной неисправности, которая препятствует нормальной работе крана, она может быть устранена без предварительной диагностики.
Ремонт подкранового пути может включать в себя следующие элементы и этапы:
Анализ состояния подкранового пути с последующим составлением дефектной ведомости, рекомендаций, списка необходимы мероприятий и материалов для устранения неисправностей и расхождений с нормами.
Нивелировка подкрановых путей. Она включает определение с помощью специальных приборов разность высот определенных точек пути по отношению к нормированному уровню, с последующим определением отклонений от данного уровня.
Замена изношенных опорных и крепежных частей. В опорной части замене как правило подлежат рельсы, шпалы, железобетонные балки. Среди крепежных составляющих очень часто замене подлежат накладки, прокладки, стыковочные пластины, стыковые стяжки, крепления, болты и путевые шурупы. При износе рельс по всей длине или на определенном количестве участков, так же возникает необходимость полной замены рельса.
Обновление и замена земляного полотна, как правило это досыпка и трамбовка песочно-щебеночного компонента. Так же иногда может быть необходима обсыпка пути щебеночным слоем.
Выравнивание (рихтовка) путей по высоте головки рельс. Данное выравнивание необходимо в случаи разнице отметок головок рельсов на стыках и при неравномерной осадке колонн здания корпуса.
Рихтовка (выравнивание) пути по осям рельсов. Данная операция производится в случае отклонения расстояния между осями рельсов в пролете выше допустимых норм, которые содержатся в технических требованиях.
Ремонт стыковочных элементов и соединений подкранового пути. В частности ремонт стыковочных элементов рельс производится по средствам обрезки концов стыкующих рельс под прямым или косым углом с последующим их сдвиганием и установкой временных вставок. При применении сварки необходима предварительная обрезка конца одного рельса. Соединение рельс между собой прямым или косым стыком производится с применением накладок.
Ремонт заземляющего контура в который входит ремонт и замена всевозможных проводников, перемычек и заземляющих очагов.
Ремонт токопроводящих частей конструкции подкранового пути, в который входит как ремонт так и замена лотков и настилов для кабелей и электропроводки.
Установка, ремонт и замена оповещающих знаков, ограждений и другого дополнительного оборудования.
Заключительная диагностика и нивелировка подкранового пути, составление отчета о проведенных ремонтно-монтажных работах и текущем состоянии замененных и отремонтированных деталей. Оформление акта замеров.